16.10.2015 0
Проблема продажи государственного и муниципального имущества за бесценок и, как следствие, существенного урона для муниципальных и региональных бюджетов впервые была вынесена на широкое обсуждение на площадке второго «Форума действий» ОНФ в ноябре 2014 года. По его итогам Президент Российской Федерации В.В.Путин дал поручение проанализировать эффективность продажи государственного и муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены при необходимости представить предложения о внесении изменений в соответствующие нормативные правовые акты.
До настоящего времени продолжают выявляться факты продажи объектов муниципального и государственного имущества по заниженной стоимости с последующей их перепродажей через коммерческие сайты по рыночным ценам (разница в цене достигает 40 раз).
По мнению экспертов наиболее коррупционным является институт продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" порядок процедур продажи государственного и муниципального имущества (в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества), установлен в следующей последовательности:
продажа государственного или муниципального имущества на аукционе (статья 18 Закона);
продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (статья 23 Закона);
продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены (статья 24 Закона).
На аукционе имущество продается по цене, установленной по результатам оценки (в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
В случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся, продажа государственного или муниципального имущества осуществляется посредством публичного предложения (торги на понижение). Цена первоначального предложения в данном случае устанавливается не ниже начальной цены продажи на аукционе.
Также в законе установлено, что минимальная цена, до которой могут опуститься торги (цена отсечения) составляет 50% от начальной цены несостоявшегося аукциона.
В случае, если продажа имущества посредством публичного предложения была признана несостоявшейся, то проводится продажа имущества без объявления цены.
При этом способе цена на имущество не устанавливается. И покупателем может стать даже покупатель, предложивший за объект недвижимого имущества 1 рубль (если он явился единственным лицом, направившим предложение). И эти результаты будут признаны абсолютно законными.
Если покупателей несколько, то ценовой конкуренции не возникает, так как участники процедуры не знают о том кто еще принимает в них участие, и каковы ценовые предложения других участников (предложения направляются в запечатанных конвертах продавцу). В то же время продавец имеет возможность в коррупционных целях использовать данную информацию в интересах какого-либо лица (в т.ч. обеспечив выигрыш с минимальным преимуществом).
Например, завышение оценки здания в 3 раза (при предоставлении оценщику неполной информации о недостатках объекта и т.д.) приведет к тому, что процедуры аукциона и публичного предложения не состоятся (цена отсечения составит 150% рыночной цены, потенциальные покупатели не будут участвовать). Проведя практически неконкурентные процедуры продажи имущества без объявления цены можно обеспечить реализацию имущества в интересах любого участника с непредсказуемым понижением цены, вплоть до нескольких рублей.
Законопроектом предлагается снизить цену отсечения с 50% до 20% при продаже имущества посредством публичного предложения. В данном случае для описанных злоупотреблений недобросовестным чиновникам будет необходимо завышать оценку не в 2-3 раза (что сегодня в принципе осуществимо и труднодоказуемо), а в 7 и более раз (что легко выявляется и доказывается). Таким образом, для продавцов риск выявления данного коррупционного инструмента вырастет в 2-3 раза, что повлияет на общий уровень коррупции.
В результате многократно снизится объем продаж способом «без объявления цены» за счет применения более конкурентных и прозрачных способов «аукцион» и «публичное предложение», и поступления в бюджеты всех уровней от приватизации имущества должны существенно вырасти.
Вторым нововведением, предлагаемым законопроектом, является введение обязательного осуществление ряда способов приватизации исключительно в электронной форме.
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" ряд способов приватизации (аукцион; специализированный аукцион; продажа акций акционерного общества, долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, объектов культурного наследия на конкурсе; публичное предложение, продажа без объявления цены) могут осуществляться в электронной форме. То есть выбор формы отдан на откуп продавца.
В то же время проведение указанных процедур исключительно в электронной форме будет способствовать увеличению открытости и прозрачности торгов, улучшению качества их проведения, обеспечению полноценного информационного доступа всех заинтересованных лиц и повышению уровня конкуренции. Перевод торгов в электронный вид откроет широкие возможности для участия в них потенциальных покупателей из любых регионов страны, в том числе удаленных, минимизирует возможности возникновения коррупционных схем.
Законопроектом предусмотрено одно исключение из правила – продажа имущества стоимостью менее 100 тыс. руб. может проводиться как в электронной форме, так и в существующем порядке.
Одновременное расширение сферы применения электронных торгов, обеспечивающих прозрачность процедур, и повышение эффективности конкурентных процедур позволит с одной стороны увеличить поступления в бюджеты всех уровней, в то же время не создавая трудностей с реализацией неликвидного имущества не имеющего высокой стоимости.
Ознакомиться подробнее с содержанием законопроекта и стадиями его прохождения в ходе законодательного процесса можно по ссылке: http://asozd2.duma.gov.ru