Аркадий Пономарев

Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Китайская конкуренция России и Беларуси

13.11.2018 701

Вслед за политикой импортозамещения, российские власти начали активную поддержку развития экспорта продукции АПК. В череде работы над освоением новых рынков (а работа эта только начата) - Россия открыла для своих производителей КНР. По мнению ряда экспертов, ближайшим конкурентом на китайском рынке для РФ станет Беларусь. Вот только у РБ значительная фора и отличный от российского ассортимент, предполагаемый к экспорту. Между тем, аналитики считают, что это не надолго.

Емкость китайского рынка мороженого - порядка $12 млрд. Емкость молочного рынка - около 50 млн. тонн в пересчете на молоко. Россия только в прошлом году отправила в Китай мороженого почти на $1 млн. и в этом году продолжила наращивать объемы поставок. В начале ноября китайский рынок открылся для полного ассортимента молочной продукции РФ.

Экспорт молочной продукции российских производителей к 2020 году может вырасти до 800 млн. долларов, считает исполнительный директор Союзмолоко Артем Белов. Вероятнее всего, значительная часть этого показателя будет направлена в страны СНГ, однако Минсельхоз поддерживает направления развития - страны ЮВА, МЕНА, Китай, пишет The DairyNews.

ПРЕИМУЩЕСТВА БЕЛАРУСИ

У Беларуси есть чему поучиться. Динамика наращивания белорусского молочного экспорта высокая, но все участники процесса понимают его сложности и нацелены на упорную работу.

Белорусский экспорт молочной продукции в Китай в 2017 году составил около $8 млн, ожидается, что в 2018 году он превысит $10 млн. Если в прошлом году страна делала ставку на сухое молоко и пастеризованное с высоким сроком годности, то в 2018 году расширила ассортимент поставок как по мороженому, так и по сырам.

Право поставок молочной продукции в Китай имеют около 50 белорусских предприятий.

В целом весь экспорт сельхозпродукции РБ в Китай превышает $100 млн.

В этом году Беларусь активно развивает железнодорожные поставки молочной продукции в КНР. Уже третий по счету поезд с белорусским молоком общим весом более тысячи тонн прибыл в город Чунцин. Начато формирование четвертого железнодорожного состава. В ближайшее время планируется выйти на еженедельный график отправки поездов с белорусской сельхозпродукцией, сообщает sb.by.

Выгодны ли для Рб железнодорожные перевозки? Дело в том, что пути, ведущие из КНР в Евросоюз, проходят через территорию Беларуси.

Количество контейнерных поездов в РБ выросло в 9 раз за последние три года и количество самих контейнеров по итогам 2018 года составит около 3 тысяч, а по итогам 2020 года планируется довести до 5 тысяч.

Кроме того, местные власти в КНР субсидируют железнодорожные перевозки. По транспортным тарифам они сопоставимы с морскими перевозками, а по срокам оказываются быстрее. В итоге доставить в Китай молоко из Беларуси по железной дороге оказывается быстрее и выгоднее, чем морскими перевозками из Австралии или Новой Зеландии.

ПОДНЕБЕСНЫЕ МОЛОЧНЫЕ РЕКИ

Столкнувшись с ограничениями роста спроса внутри страны, российские компании более широко посмотрели на экспортные рынки.

В начале ноября в ходе встречи глав правительств России и Китая — Дмитрия Медведева и Ли Кэцяна были подписаны протоколы о взаимных поставках замороженного мяса птицы и молочной продукции. Стороны будут согласовывать список предприятий, одобренных для экспорта в ближайшие время. Ожидается, что возможности китайского рынка будут доступны десяткам российских компаний.

Торговля молочными продуктами будет включать в себя коровье, козье и овечье молоко, а также изделия из них. В частности, речь идет о сгущенных и несгущенных сливках, пахте, йогурте, кефире, молочной сыворотке, сливочном масле, сыре, твороге и казеине.

Сегодня китайский потребитель знаком с российским мороженым, настолько, что производство по российским рецептам ведется на территории КНР, а в стране периодически накрывают производителей фальсифицированного мороженого из РФ. В рамках работы над освоением рынка российским предприятиям предстоит рассмотреть максимум вариантов и возможностей. Как разработку абсолютно новых продуктов, так и сотрудничество с местными китайскими производителями. Ведь традиционные для РФ линейки в КНР пользуются крайне низким спросом.

По оценке аналитиков Центра изучения молочного рынка (ЦИМР), ни Беларусь, ни Россия пока не составляют конкуренцию другим игрокам на китайском рынке, так как поставки не столь значительны, сколько об этом пишут и говорят. Для отдельных белорусских и российских предприятий перспективы открытия этого рынка и наращивания поставок есть, но в целом вряд ли объемы экспорта российской и белорусской молочной продукции вырастут в разы в ближайшее время.

Для конкуренции с глобальными игроками, роль для которых Китая растет, РФ и РБ еще предстоит значительный объем работы.

МНЕНИЯ:

Андрей Шутов, Управляющий акционер ООО «КОМОС ГРУПП» 

- В начале ноября мы с коллегами посетили Китайскую Народную Республику в рамках комплексной деловой миссии российских компаний, организованной Минпромторгом России, а также приняли участие в работе крупнейшей выставки импортных товаров в Китае – China International Import Expo-2018. Данный визит позволил нам не только оценить колоссальные масштабы рынка этой страны, но и сделать соответствующие выводы относительно организации экспорта нашей продукции в Китай. Основной из них – с традиционными видами товаров, которые пользуются спросом и популярностью у российского потребителя, в КНР делать нечего. Существенно сказываются менталитет и вкусовые предпочтения китайцев: например, они практически не употребляют сыры и сливочное масло, а мороженое у них вообще не считается молочным продуктом.

Поэтому для того, чтобы не просто выйти на китайский рынок, а закрепиться на нем, должен быть разработан новый и интересный для жителей Поднебесной продукт. Для этого необходимо время, серьезные маркетинговые исследования, инвестиции в изучение китайского рынка.

Потребление молочных продуктов в Китае с каждым годом существенно растет, и это дает нам определенный шанс, поскольку китайский рынок продовольствия сегодня самый крупный в мире. Мы заинтересованы в поставках на рынок молочных продуктов и мороженого, тем более, что российские товары пользуются сегодня в КНР большим спросом, так как позиционируются как натуральные и экологически чистые.  

Артем Белов, исполнительный директор СОЮЗМОЛОКО

- Есть несколько важных моментов.

Первый заключается в том, что подписаны ветеринарные протоколы по поставкам молочной продукции. Если до недавнего времени единственной позицией по которой можно было экспортировать являлось мороженое, то сейчас список существенно расширился: туда попадает весь ассортимент от сыров до жидкой молочной продукции.

Второй момент - в настоящее время согласуются списки компаний, которые будут поставлять свою продукцию на рынок КНР. Компании проходят проверки в Россельхознадзоре, после подтверждения которого, у них будут все возможности для работы на китайском рынке.

Экспорт - дело добровольное. Тот кто хочет, будет им заниматься. Структура потребления на китайском рынке очень специфическая, специфические потребительские вкусы, ценовая ситуация, рынок этот очень интересен. Тот, кто видит возможности рынка, будет там работать.

Елена Бабкина, заместитель генерального директора "Савушкин продукт" 

- Рынок КНР всегда был интересен нам, в первую очередь из-за своей емкости. Наша компания первая на постсоветском пространстве успешно прошла регистрацию для поставок молочной продукции в Китай. Пробные партии сухих молочных продуктов начали отправлять еще в 2011 году. А в 2014-м стали реализовывать натуральное молоко с асептическим розливом. В упаковке отсутствует воздух, молоко находится в абсолютно стерильной и комфортной среде, что позволяет сохранить все его полезные свойства и качество на протяжении всего срока годности. Сейчас в Китай поставляем молоко ультрапастеризованное, соки, нектары, сыры и сухую сыворотку. Наша продукция представлена через мощные торговые сети в восьми провинциях КНР, параллельно идет работа по расширению ассортиментной линейки нашей продукции. И это удается. Если за 2017 год отправили более 4,5 тысячи тонн на общую сумму около 2,5 миллиона долларов, то за 9 месяцев 2018-го объемы выросли практически в 2 раза.

По материалам: sb.by

Аркадий Пономарев, депутат, член аграрного комитета ГД РФ  

- В 2017 году физический объем экспорта российской молочной продукции в пересчете на молоко составил около 684 тыс. тонн при общем объеме экспорта продукции АПК 65,7 млн тонн. Да и география наших молочных поставок ограничена преимущественно странами СНГ (более 90%). К сожалению, доля молочных продуктов в структуре российского экспорта пока слишком мала, всего лишь 1%, чтобы о ней можно было бы говорить серьезно.

Поставки в страны дальнего зарубежья, по словам эксперта – слишком дорогостоящее занятие, учитывая, что основные мощности по производству молока и молочной продукции сосредоточены в ЦФО, Поволжье и на юге России. Существенно нарастить экспорт не позволяет и дефицит специализированного подвижного состава для перевозки молочной продукции на дальние расстояния.

Тем не менее, Китай - очень перспективное направление экспорта. В Поднебесной тренд на правильное питание, покупательная способность граждан демонстрирует устойчивый рост, свою роль сыграл и отказ китайских властей от «политики одного ребенка». Недаром крупные европейские компании широко развернулись на молочном рынке Китая. Востребованными продуктами здесь являются сыр, масло, сухое молоко, сыворотка, очень полюбилось жителям Поднебесной наше мороженое.

Об особенностях китайского молочного рынка.

Источник: http://www.dairynews.ru

назад

Оставить комментарий