Аркадий Пономарев

Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Отчет за 2013 год

Уважаемые коллеги!

Позвольте представить вашему вниманию отчет о своей работе в Государственной Думе за 2013 год. Это мой первый отчет в роли депутата нижней палаты Парламента. Так сказать, подведение первых итогов за период, который, по большей части, отводится для налаживания взаимодействия и отработки механизмов государственного управления. И, хотя на организационную работу пришлось затратить немало времени, тем не менее удалось накопить определенный багаж реализованных дел, наработанных идей и достижений.

Сначала я вкратце ознакомлю Вас с моей работой на федеральном уровне. Затем подробнее остановлюсь на достигнутых результатах региональной значимости. Начну с комитетов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

I. В составе Комитета Государственной Думы по обороне моя основная задача сводится к законодательному обеспечению военной безопасности государства. Приоритетными направлениями в этой работе являются вопросы укрепления российской обороноспособности, жизнедеятельности Вооруженных Сил, повышения социальной защищенности служащих и их семей.

Серьезнейшее внимание уделяется реформированию системы имущественных отношений внутри Министерства обороны, вопросам реализации непрофильных активов и передачи военных городков муниципалитетам.

В общей сложности в составе Комитета я принял участие в проработке 43 законопроектов. 12 из них на сегодняшний день обрели силу законов.

II. По поручению губернатора области Алексея Васильевича Гордеева в сферу моей ответственности входит курирование вопросов развития регионального агропромышленного комплекса. Поэтому в Государственной Думе я также участвую в работе Комитета по аграрным вопросам. Занимаюсь проблемами совершенствования отраслевого законодательства. Обширнейшая работа… Поэтому, думаю, будет правильным рассказать только о ключевых решениях по аграрному сектору.

Как известно, в стране непростая экономическая ситуация. На инвестиционных возможностях сказываются как внутренние, так и внешние факторы. Поэтому особенно напряженной была работа по аргументированию объема расходов федерального бюджета в 2014 на нужды АПК.

Несмотря на общую тенденцию сокращения размера бюджетных ассигнований по различным статьям расходов, Комитету удалось на 8 с лишним млрд. руб. добиться увеличения предусмотренного ранее объема финансирования Госпрограммы АПК на текущий год. Общий размер ассигнований составит 170,1 млрд. руб.

Правда, преимущественно это увеличение связано с созданием в этом году резервного фонда для минимизации сезонных рисков. Бог даст, при отсутствии таковых по истечению 9 месяцев этот резерв будет направлен на поддержку селян.

В основном, конечно же, из-за бюджетного дефицита финансирование большей части сельхознаправлений сокращено. Кроме того, в целях рационального использования бюджетных средств изживает себя практика поддержания слабых производств. На адресное субсидирование могут рассчитывать только устойчивые хозяйства и конкурентоспособные проекты.

Однако, учитывая ухудшающуюся ситуацию в аграрном секторе, Правительство РФ готово инициировать коррекцию «урезанных» параметров Госпрограммы АПК к осени текущего года.

В качестве определенного успеха можно расценивать увеличение объемов финансирования Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий». Появятся дополнительные средства на газификацию, водоснабжение, улучшение жилищных условий, строительство спортзалов в сельских школах.

Есть положительные сдвиги и на рынке кредитования. Благодаря своевременным бюджетным поправкам Комитета в конце 2013 года уставной капитал Россельхозбанка пополнен на 30 млрд. рублей. Это дополнительные средства для кредитования организаций АПК, крестьянско-фермерских и личных хозяйств, а также потребительских кооперативов в 2014-2015 годах. Также значительно расширен уставный капитал Росагролизинга. Дополнительные средства пойдут на техническую и технологическую модернизацию сельхозпроизводства.

Помимо работы в двух комитетах я вхожу в состав депутатской группы по связям с парламентом республики Украина. Что хочется по этому направлению сказать...

Сегодня любые вопросы, связанные с Украиной, – сверхпопулярны. Многие на этой теме зарабатывают политические дивиденды. Я думаю, это не только непродуктивно, но и даже вредно для развития политического, экономического и прочих диалогов наших стран. Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным по всем этим вопросам сформирована совершенно четкая позиция, «замыливать» которую всякими судами-пересудами нельзя. Существующий на сегодняшний день кризис взаимоотношений настолько сложен и многогранен, что, думаю, самый верный подход для всех нас – «не навреди»! Для участия в диалоге государств Президентом сформирована команда, возглавляет ее наш талантливый министр иностранных дел Сергей Викторович Лавров. И мое отношение к происходящему таково: уж если не помогаешь конкретным делом, так и не мешай профессионалам!

III. О чем хотелось рассказать еще… Помимо работы в Комитете Госдумы налажено эффективное взаимодействие с Министерством сельского хозяйства РФ. К слову сказать – при непосредственном содействии Алексея Васильевича Гордеева.

Так, например, в режиме прямого диалога с первыми лицами Министерства приняты принципиальные государственные решения.

• Подготовлена законодательная инициатива по возобновлению применения нулевой ставки уплаты НДС на ввоз племенного скота на территорию РФ.

• Пролонгированы до 15 лет сроки субсидирования инвестиционных кредитов в молочном животноводстве с компенсацией затрат на уплату процентов по кредитам в размере 100% ставки рефинансирования ЦБ РФ за счет федерального бюджета.

• Инициированы поправки в Закон о торговле. Они ограничивают размер торговой наценки и вводят запрет на дополнительные сборы с сельхозпроизводителей под видом маркетинговых и иных платежей.

В составе комиссий Минсельхоза я принимаю участие в отборе экономически значимых региональных программ развития АПК, а также конкретных инвестиционных проектов. В рамках этого формата координируются и вопросы кредитования регионов.

Разумеется, благодаря таким возможностям Воронежская область широко пользуется инвестиционными преференциями. Все предложенные в 2013 году регионом проекты были одобрены, утверждены и профинансированы.

• В общей сложности в рамках софинансирования экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства Воронежская область из федерального бюджета получила 936 890 тыс. руб. Расходы областного бюджета составили 663 769 тыс. руб.

Существенную финансовую поддержку получили следующие основные подотросли:

1. На развитие молочного скотоводства из федерального бюджета выделено 194 073 тыс. руб, из областного – 100 000 тыс. руб.

2. На развитие мясного скотоводства из федерального бюджета выделено 90 909 тыс. руб, из областного – 40 000 тыс.руб.

3. На развитие глубокой переработки продукции свиноводства из федерального бюджета выделено 188 229 тыс. руб., расходы областного бюджета составили 300 000 тыс. руб.

4. На развитие переработки и сбыта продукции животноводства, конкретнее – говядины, из федерального бюджета выделено 118 535 тыс. руб., бюджет региона – 156 174 тыс. руб.

5. На развитие свеклосахарного производства из федерального бюджета выделено 42 429 тыс. руб., из регионального – 120 000 тыс. руб.

6. Были поддержаны мероприятия по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм, участвующих в региональной программе «Развитие сельского хозяйства Воронежской области на 2013-2020 годы».

7. Нашла поддержку наша инициатива экспериментального ввоза на территорию области большой партии французских высокопродуктивных коров. Уже сегодня на одном из воронежских комплексов эти животные производят высококачественное сырье, которое перерабатывается и реализуется здесь же, в нашем регионе.

8. Решена проблема образовавшейся в прошлом году задолженности федерального бюджета перед бюджетом Воронежской области по инвестиционным кредитам наших сельхозпроизводителей.

Добавлю, что работа в составе комиссий Минсельхоза позволяет «держать руку на пульсе» всех направлений государственного агропродовольственного развития. Дает возможность не только формировать политику отдельных позиций. Таких, например, как дотирование в системе животноводства. Но и оказывать воздействие на общий курс развития сельского хозяйства. В этой связи, уважаемые коллеги, я призываю вас к активному сотрудничеству. Воронежская область традиционно является сельскохозяйственным регионом. Поэтому кому как не нам с вами выявлять, формулировать проблемы, предлагать пути их решения и работать над воплощением задуманного?!

IV. Привлечению инвестиций в область в минувшем году способствовала и моя деятельность в качестве председателя Совета Российского союза предприятий молочной отрасли (Молочный союз России).

В результате налаженного сотрудничества Молочного союза с иностранными инвесторами, при масштабной поддержке регионального руководства на базе Калачеевского сырзавода стартовал передовой промышленный проект. Датские коллеги не только привнесли свои технологии и новые способы организации производства. Открылись новые возможности научного сотрудничества, селекционного обмена, кадровой подготовки. Несомненно, это и дополнительные рабочие места, и увеличение поступлений в местные бюджеты, и новые качественные продукты для воронежских потребителей.

К слову добавлю. В рамках Молочного союза я курирую обширную работу по законодательному закреплению высоких стандартов качества традиционных российских молочных продуктов. Это направление горячо поддерживает и Алексей Васильевич Гордеев. Одновременно ведется активная пропаганда сокращения импортозависимости и пресечения выпуска фальсифицированной продукции. Предлагаются конкретные решения по созданию условий для наращивания продовольственной самообеспеченности. Есть и конкретные результаты: государством утверждены соответствующие технические регламенты, зарегистрированы патенты на функциональные пищевые продукты. Не стану скромничать, скажу и о своих 13 патентах на производство новых молочных продуктов, работа над которыми велась, начиная с 1996 года.

Больше скажу. Благодаря агроориентированной политике губернатора и его команды, благодаря их постоянному тесному сотрудничеству с отраслевиками, региональный сельскохозяйственный сектор по итогам 2013 года достиг больших результатов. И сегодня уже формируются следующие поступательные «шаги». После запуска мясного – на очереди молочный кластер. Этот проект уже на стадии детальной проработки, его курирование губернатор доверил вашему покорному слуге.

Самое же главное, и Алексей Васильевич, и я, – мы едины в стремлении консолидировать аграриев. Объединение, сотрудничество, чему, кстати говоря, соответствует и кластерный подход, поможет не только «подняться с колен». Но и организованно влиять на создание в России оптимальных социально-политических, нормативных и экономических условий для развития всего АПК.

V. Хотелось бы с вами поделиться и моим опытом научной и социально-ориентированной деятельности. Это, прежде всего, ряд мероприятий, которые, по сути, можно объединить в один большой проект «Школа - Институт – Предприятие».

• Все началось с организации по моей инициативе регулярных школьных экскурсий на Молочный комбинат «Воронежский». В ходе таких выездных уроков специалисты комбината не только знакомят ребят с современным производством. Дети проходят краткий курс по гигиене правильного питания, узнают о том, какие продукты качественные и в чем их полезные свойства, постигают азы потребительской грамотности. Наконец, дети узнают много нового и интересного о профессиях сельскохозяйственной и перерабатывающей отрасли, об учебных заведениях, где им можно обучиться.

Кроме того, ребята воочию видят, как производится их любимое «Школьное молоко». Напомню, этот проект у нас в регионе реализуется с 2009 года. Это первый социально-значимый проект, реализованный совместно с действующим губернатором Воронежской области проектов.

• На базе Воронежской государственной технологической академии, где я возглавляю кафедру технологии продуктов животного происхождения, создан Институт дополнительного образования. Это современные программы повышения квалификации и переподготовки по широкому спектру дисциплин. Машиностроение, химическая индустрия, отрасль по переработке сельскохозяйственного сырья, экономика и управление. Востребованность этих направлений подтверждена долгосрочными партнерскими связями с ведущими предприятиями и организациями области. Среди наиболее значимых - ОАО «Минудобрения», «Воронежсинтезкаучук», Холдинг «Молвест», агропромышленная компания «ЭФКО».

Сейчас с руководством региона активно прорабатывается вопрос о создании на базе ВГТА национального научно-образовательного центра, специализирующегося на технологиях выпуска продукции здорового питания.

В марте 2013г. на базе ВУЗа открылся Центр Компетенции. Его миссия – в сжатые сроки доучить студента из теоретика в специалиста-практика. Для этого создана научно-исследовательская лаборатория. На средства моего депутатского фонда закуплено уникальное оборудование для исследования молочной и мясной продукции на наличие фальсификата. С региональными промышленными предприятиями заключены соглашения о стажировке наших студентов.

Логическим продолжением данного проекта служит действующий на базе ВГТА Бизнес-инкубатор, основная идея которого – развитие малого предпринимательства посредством коммерциализации научных проектов и разработок.

Наконец, по решению Ученого совета ВГТА создан Центр развития научной деятельности. Он позволяет создать оптимальные условия для проведения научных исследований и разработки перспективных технологий по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса РФ.

Таким вот именно образом, на мой взгляд, и должен строиться процесс обучения, воспитания, подготовки к жизни, социализации и трудовой ориентации молодого поколении. Если, уважаемые коллеги, есть по этому поводу новые конструктивные предложения, – всегда готов к сотрудничеству и отстаиванию интересов на региональном и федеральном уровне.

• Если говорить о социально-значимых мероприятиях, то, прежде всего, они были направлены на патриотическое и спортивное воспитание подрастающего поколения. На сохранение культурных и нравственных ориентиров, возрождение традиций и сохранение духовных ценностей, заботу о людях старшего поколения, особенно, участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла.

Кроме того, из депутатского фонда оказывалась адресная помощь образовательным учреждениям, школам-интернатам и детским домам, детям из малоимущих семей, детям-инвалидам, одаренным детям. Предоставлялась поддержка региональным общественным структурам: ветеранским организациям, обществам инвалидов, женским, молодежным, благотворительным структурам. Обо всех этих событиях более подробно можно узнать на моем сайте депутата (http://www.anponomarev.ru). Туда же любой желающий может направить и свое обращение.

Что еще добавить по этому вопросу… Конечно, нередко приходят люди с конкретной просьбой о финансовой помощи. Обращаются погорельцы, нуждающиеся в деньгах на лечение, беженцы, многодетные... Иными словами люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Естественно, чем могу – помогаю. Даже не из депутатских посылов, а из чисто человеческих убеждений. Вообще, каждый свой шаг в жизни стараюсь соизмерять с привитой с детства истиной: «Добро вернется сторицей». Кстати, считаю, что эта одна из формул отношения к жизни, которую на депутатской должности, тем паче, нужно транслировать с приумноженной активностью.

VI. Несколько слов скажу о работе с обращениями граждан. Для удобства общения с жителями районов области мною впервые в региональной практике была введена новая форма: взаимодействие в режиме онлайн-конференции. Этот формат позволяет и экономить время и средства граждан на поездки и эффективно реагировать на запросы населения.

В общей сложности в течение 2013 года проведено 11 приемов граждан, в том числе 2 приема в режиме видео-конференции, с пятью районами мы общались и взаимодействовали в режиме онлайн-связи.

Всего за прошлый год в мой адрес поступило 198 обращений. Было подготовлено и направлено 87 депутатских запросов. Из числа поступивших в мой адрес обращений – 63% получили положительное решение.

Тематика обращений разнообразна. Это и проблемы переселения из ветхого и аварийного жилья, благоустройства дворовых территорий. Заявителей интересовали возможности получения путевок на санаторно-курортное лечение, вопросы пенсионного обеспечения, оказания мер соцподдержки пожилым одиноким гражданам. Были и предложения по совершенствованию пенсионной системы, по внесению изменений в оборонное и социальное законодательство. Граждане просили о получении высококвалифицированной медицинской помощи, об определение детей в дошкольные учреждения и многие другие вопросы.

VII. И, наконец, о моей законотворческой деятельности. За прошедший год мною было подготовлено и внесено на рассмотрение Государственной Думы 8 проектов федеральных законов, регулирующих различные сферы общественных отношений.
Это и предложения по совершенствованию процесса управления многоквартирными домами, и по облегчению ведения предпринимательской деятельности. Это также законопроекты об ограничении рекламного воздействия, об упорядочении процедур технического осмотра транспортных средств. Это и предложения по изменению проблемных вопросов образовательного процесса.

Наиболее важными для меня стали предложения, направленные на повышение доступности паллиативной медицинской помощи в России. А также отраслевые инициативы, касающиеся снижения порога потерь сельхозпроизводителей для страховых выплат и восстановления действовавших в 2007-2012 гг. льгот на ввоз импортной племенной продукции.

VIII. В заключение скажу, что в нынешнем году планирую закрепить всё то положительное, что было наработано в году ушедшем. Воронежская область – этой мой дом. Её благополучие и развитие, защита законных прав и интересов моих земляков для меня всегда были и останутся первостепенными.

Да, предстоит решить немало задач … Но, как говорится: «Дорогу осилит идущий». Очень надеюсь в этом на конструктивное сотрудничество с вами, уважаемые коллеги.

Спасибо за внимание!

С уважением, Аркадий Пономарев.

назад