Аркадий Пономарев

Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования проведения агролесомелиорации

06.03.2019 0

Законопроект подготовлен в целях совершенствования правового регулирования проведения агролесомелиоративных работ, создания и содержания защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения в целях коренного улучшения этих земель и повышения их плодородия посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных полезных свойств лесных насаждений.

В мировой практике сельскохозяйственного производства комплексная мелиорация земель, включающая агролесомелиорацию, в сочетании с применением наукоемких аграрных технологий и технических средств, является решающим условием стабильно высокого производства сельскохозяйственной продукции в различных природно-климатических условиях.

В России научные основы агролесомелиорации заложены экспедицией В.В. Докучаева, организованной в 1892 году на территории степных агроландшафтов. Именно в работах В.В. Докучаева защитное лесоразведение стало неотъемлемой составной частью благоустройства степей. Им были впервые сформулированы научные основы преобразования открытых степных ландшафтов в культурные лесоаграрные, выявлена роль древесной и кустарниковой растительности в улучшении экологических условий произрастания сельскохозяйственных растений.

В советский период агролесомелиорация и защитное лесоразведение получили значительное научное и практическое развитие. Повсеместно в практику внутрихозяйственного и межхозяйственного землеустройства внедрялось создание систем поле- и пастбищезащитных лесных насаждений.

Научно доказано, что на участках сельскохозяйственных угодий, защищенных полосными лесными насаждениями, создаются особые условия микроклимата, микрофлоры и фауны, улучшаются условия роста и развития растений, что ведет к повышению плодородия почвы. На полях, защищенных лесными полосами, скорость ветра снижается на 20-30%, влажность воздуха увеличивается на 3-5%, в два раза снижается непродуктивное испарение влаги. В районах, подверженных ветровой эрозии и пыльным бурям, сохранность сельскохозяйственных посевов под защитой лесных насаждений в 2-4 раза выше, чем на открытых участках полей. Противоэрозионнные лесные насаждения уменьшают поверхностный сток и смыв почвы. Кроме того, полезащитные лесные насаждения увеличивают видовое разнообразие и численность полезных насекомых, а также снижают количество сорных растений.

По оценкам специалистов, окупаемость лесных насаждений, создаваемых в мелиоративных целях, достаточно высока. На каждую тысячу рублей, вложенную в агоролесомелиорацию, хозяйства получают в 1,5-2 раза больше валовой продукции, чем на такую же сумму капиталовложений в другие основные средства.

Десятилетия экономических реформ в аграрном секторе, возникновение мозаичности форм собственности на земли сельскохозяйственного назначения, финансирование агролесомелиоративных мероприятий по остаточному принципу, отсутствие надлежащего государственного контроля за состоянием защитных лесных насаждений и ответственности землепользователей за их содержание, к сожалению, не лучшим образом сказались на сохранности функций таких насаждений. Современное состояние значительной части сохранившихся полезащитных полос – захламленные, расстроенные, отмирающие и погибающие древостои неудовлетворительного состояния, со слабо выраженными защитными свойствами. Повсеместный распад защитных лесных насаждений является одной из причин заметного сокращения площади плодородных земель и опасного роста напряженности лесопожарной и экологической обстановки.

В настоящее время наибольшие площади защитных лесных полос имеются в Волгоградской, Воронежской, Саратовской, Ростовской, Самарской областях, Республике Калмыкия, Ставропольском крае, Алтайском крае, Новосибирской области. Во многих субъектах Российской Федерации агролесомелиоративные работы прекращены практически полностью, в том числе в регионах, нуждающихся в защите почв. Необходимость коренной реконструкции деградировавших защитных лесных насаждений или их замены на новые связаны с большими операционными затратами, что усиливает нежелание хозяйствующих субъектов нести расходы на содержание защитных лесных полос в надлежащем состоянии.

Одной из причин сложившейся ситуации является то, что вопросы создания, содержания и учета защитных лесных насаждений в настоящее время остаются фактически «выпавшими» из системы правового регулирования в области мелиорации земель. Несмотря на то, что в соответствии с действующим Федеральным законом от 10 января 1996 года № 4-ФЗ «О мелиорации земель» (далее также - Закон) агролесомелиорация, наряду с гидромелиорацией, культурнической и химической мелиорацией, является одним из основных типов мелиорации, Законом не раскрывается понятие защитных лесных насаждений, не конкретизированы права и обязанности участников отношений в области мелиорации в части проектирования, создания и содержания защитных лесных насаждений, не определены мероприятия по поддержанию лесных насаждений в надлежащем состоянии, обеспечивающем выполнение указанными насаждениями полезных функций и способствующем поддержанию и повышению плодородия земель, на которых осуществляется сельскохозяйственное производство.

Защитные лесные насаждения на землях сельскохозяйственного назначения не относятся и к предмету правового регулирования лесного законодательства, которое содержит лишь точечные положения о возможности лесоразведения на землях сельскохозяйственного назначения.

В связи с этим проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О мелиорации земель» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования проведения агролесомелиорации» предусмотрены комплексные изменения в законодательство Российской Федерации, направленные на детализацию правового регулирования проведения агролесомелиоративных мероприятий, в том числе предлагается:

- введение понятие «мелиоративные защитные лесные насаждения», а также его определение с учетом необходимости отграничения указанных лесных насаждений как предмета правового регулирования от иных видов мелиоративных систем, определенных в соответствии с Законом и являющихся инженерными сооружениями, а также от защитных лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения;

- уточнение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в части проведения агоролесомелиоративных мероприятий;

- установление особенностей учета мелиоративных защитных лесных насаждений как специфического объекта мелиорации;

- дополнение Закона новой статьей «Содержание мелиоративных защитных лесных насаждений и мероприятия по их сохранению», в соответствии с которой определяется состав указанных мероприятий, а также определяются права и обязанности правообладателей земельных участков, на которых расположены такие лесные насаждения, при осуществлении мероприятий по их сохранению, в том числе порядок приобретения права на древесину, полученную в ходе проведения рубок в рамках соответствующих мероприятий;

- внесение коррелирующих изменений в земельное законодательство Российской Федерации и законодательство Российской Федерации в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. 

Финансовое обеспечение реализации изменений, предлагаемых законопроектом, планируется осуществлять в пределах объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию ведомственной программы Минсельхоза России «Развитие мелиоративного комплекса России», в соответствии с которой осуществляется, в том числе, государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в части проведения агролесомелиоративных мероприятий.

Принятие законопроекта позволит устранить существующие правовые пробелы и создать законодательные условия для полноценной реализации мероприятий по сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений на землях, предназначенных для сельскохозяйственного производства, что будет иметь мультипликативный положительный экономический и экологический эффект в виде предотвращения деградации земель, повышения плодородия почв и увеличения продуктивности сельскохозяйственных угодий.

Ознакомиться подробнее с содержанием законопроекта и стадиями его прохождения в ходе законодательного процесса можно по ссылке: http://sozd.duma.gov.ru

назад

Оставить комментарий