Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Уважаемые коллеги!
Позвольте представить мой доклад о проделанной работе в качестве представителя Воронежской области в нижней палате Парламента в 2015 году.
Основное мое внимание, как и в предыдущем году, было сосредоточено на проблемах агропропродовольственного сектора России. Так как от него напрямую зависит продовольственная и экономическая безопасность страны, социальное самочувствие населения и судьба сельских территорий как таковых.
Именно поэтому я и мои коллеги по аграрному корпусу приложили максимум усилий, чтобы финансирование отрасли не только не сократилось, а, наоборот, увеличилось. Несмотря на дефицитный бюджет, финансирование Госпрограммы по сельскому хозяйству увеличено почти на 30 млрд рублей по сравнению с 2014 годом. Общий объем средств составил более 220 млрд рублей. Порядка 80% из них направлено непосредственно сельхозтоваропроизводителям.
Докапитализация Россельхозбанка на 10 млрд рублей позволила выдать в 2015 году на 33% кредитов больше, чем в предыдущем. Также на 2 млрд рублей был пополнен уставный капитал Росагролизинга, чтобы сохранить темпы обновления машинно-тракторного парка АПК.
Хорошие результаты дало и трёхкратное увеличение субсидий производителям отечественной сельхозтехники. Государство компенсировало машиностроителям скидку, которую они предоставляли аграриям на покупку техники. Таким образом была снижена нагрузка на бизнес, простимулирован спрос на отечественные машины, одновременно обеспечен рост их производства на 30%.
Решающее влияние на ситуацию в отрасли оказали внесённые изменения в правила субсидирования кредитов. Ставка возмещения по инвестиционным и краткосрочным кредитам была увеличена. Это позволило нивелировать последствия скачка ключевой ставки и сохранило объемы агрокредитования. Общая динамика сельхозпроизводства показала пусть незначительный, но все же трехпроцентный рост.
Отдельно подчеркну, что снижение финансовой и административной нагрузки на агробизнес – это центральная задача, которую ставят перед собой законодатели от аграрного сектора, специалисты профильных министерств и эксперты отрасли.
Главной инициативой 2015-го можно назвать разработанный сообща механизм упрощенного доступа к льготным кредитам. Он подразумевает, что аграрии смогут получать ссуды не в разбеге от 13 до 25-35% годовых в зависимости от вида кредита, как это выглядит сейчас, а по фиксированной ставке на уровне 5-7% годовых. При этом помощь перестанет работать «вдогонку» фактически понесенным затратам, а будет предоставляться сразу же по уплате процентов. Более того, субсидии банки будут получать напрямую. Что означает – быстрее, минуя многочисленные бюрократические фильтры. Эти меры особенно значимы для среднего и малого агробизнеса. У этих категорий хозяйств – наибольшие трудности из-за недостатка оборотных средств и недоступности кредитов. Правительство обещает, что во втором полугодии текущего года этот механизм уже заработает.
В 2015-м году объем поддержки малых форм хозяйствования на селе был увеличен практически вдвое – до 14 млрд рублей. В результате гранты получили на 40% больше начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм. Введен новый вид поддержки, стимулирующий развитие сельской кооперации. Серьезные средства вкладываются в развитие логистическо-сбытовой системы, в мотивацию производства высокомаржинальной натуральной и экологически безопасной продукции.
Все это, – меры вовлечения бо′льшего числа сельских жителей в агробизнес, шаги к формированию среднего класса на селе. Свыше 70% начинающих фермеров, получивших гранты, этот шаг уже сделали, организовали бизнес на основе личных подсобных хозяйств.
Далее… Проходит согласительные процедуры пакет поправок в налоговое законодательство. Часть из них устраняет двойное налогообложение в агросекторе. Другое предложение уточняет понятие «сельскохозяйственный производитель». Тем самым мы защищаем интересы аграриев в ряде случаев производственной практики, исключаем возможность утраты права льготного налогообложения.
В свете повышения уровня жизни и благосостояния селян особое значение приобретает программа проектного финансирования АПК. Условия по ней в разы лучше, чем классический кредит. Фактически, это 1-2% годовых, а значит меньше доля собственных средств, лучше условия по резервированию денег. Крайне привлекательный для инвесторов механизм!
Из отобранных в 2015 году 12-ти инвестпроектов два – это проекты по молочному животноводству Воронежской области. Это СХП «Молоко Черноземья» и ООО «ЭкоНиваАгро».
Что это значит для региона, да и для России вообще?
На мой взгляд, это самый быстрый и эффективный сегодня путь решения экономических, социальных, инфраструктурных и экологических задач на селе. Это форсированное развитие агорэкономики региона и России в целом.
Подобные решения помогают Воронежской области устойчиво держаться в числе лучших аграрных регионов России. Мы не просто успешны, мы служим регионом-донором для многих соседей и дальних областей. Воронежская область занимает первое место по производству растениеводческой продукции в ЦФО, второе место по производству сахарной свеклы в России. Мы вторые после Алтайского края по производству сыров, входим в пятерку лидеров по производству зерна по стране, в десятку – по приросту молока.
Это стало возможным, прежде всего, благодаря агроориентированной политике региональной власти. Целый ряд областных преференций – налоговые льготы, субсидии, гарантии, административные реформы – стимулирует бизнес-активность. А нарастающие объёмы федеральной поддержки закрепляют этот эффект.
Без ложной скромности замечу, что в этом есть и доля моих заслуг. Будучи экспертом комиссий Минсельхоза, принимающих решения по объемам помощи регионам, я прилагаю максимум переговорных усилий для защиты интересов, прежде всего, Воронежской области. В 2015-м году мы занимали 3-е место по объемам субсидирования АПК после Краснодарского края и Белгородской области. Порядка 50-ти агронаправлений получили федеральную помощь. 65-70% из всей суммы получили региональные животноводы. Почему именно такая пропорция? Поясню. Из-за сохраняющегося дефицита мяса говядины и молока эти направления в минувшем году выделены в разряд приоритетной поддержки. Потому именно в такой пропорции утверждено распределение средств.
Позвольте чуть подробнее остановиться на молочном направлении, которое я по поручению губернатора в регионе курирую. Кроме того, всем присутствующим хорошо известно: именно с ним связана вся моя профессиональная жизнь.
Бо′льшая часть законодательных инициатив разработана в рамках Молочного союза России, который я возглавляю на протяжении последних 5-ти лет.
Все эти предложения направлены на снижение административных барьеров, финансовой нагрузки, устранение конкурентных перекосов. Они нацелены на повышение доходности и инвестиционной активности в молочном секторе. Самое главное, они способствуют сохранению спроса на этот жизненно важный продукт, обеспечивают его доступность и стимулируют объем потребления.
Практически все предложения поддержаны депутатским корпусом и уже нашли отражение в проектах либо действующих нормативных актах профильных министерств.
По настоянию Союза в минувшем году восстановлены субсидии промышленным предприятиям по коротким кредитам на закупку молока-сырья. Такая поддержка не только помогает пережить сложные времена перерабатывающей отрасли, сохраняет объемы производства твердых и полутвердых сыров, сливочного масла. Очень важно, что она вкупе с другими нашими инициативами создаёт условия для возрождения сушильной подотрасли. Сегодня третья по объему строка в молочном импорте – это сухое молоко. В пищевой индустрии этот продукт очень востребован, однако собственных мощностей для его производства в стране критический недобор.
В этом же направлении не прекращаем вести переговоры о праве переработчиков молока на возмещение капитальных затрат. Сейчас этот вид субсидий доступен только производителям. Между тем, большинство молокозаводов у нас работает с 50-60 годов. Прошлый век!.. Обеспечить качество и расширить линейку продукции без тотального переоснащения, создания современных цехов невозможно. Без помощи государства в этом направлении также не обойтись.
Кроме того, отстаиваем увеличение объема компенсации капитальных затрат с 20% до 35%. Просим вдвое увеличить размер гранта начинающим фермерам, взявшимся за это дело. Обосновываем необходимость новой формы поддержки строительства специализированных ферм по откорму и выращиванию молочного молодняка.
Достигнута договоренность с Минсельхозом об изменении самого механизма отбора субсидируемых инвестпроектов. В ближайшее время банки при рассмотрении решения о выделении ссуд начнут учитывать возможность инвестора получить господдержку. При таком шаге навстречу активность малого и среднего бизнеса в секторе существенно возрастет.
Есть еще очень важные подвижки.
С нашей «подачи» в 2015-м году производство козьего молока отнесено к молочному животноводству с правом последующей господдержки. Очень надеемся, что благодаря этой инициативе козоводство как вид агробизнеса у нас не угаснет, а, наоборот, расцветет.
В конце 2015 года в горячих дебатах согласованы беспрецедентные меры поддержки на текущий год. Объем федерального субсидирования увеличен практически вдвое – до 30 млрд рублей. На 25% увеличены субсидии по инвесткредитам, в 5 раз – субсидии по коротким. В 15 раз возрастет возмещение капитальных затрат, на 62% – субсидии на 1 кг молока, сохранен объем поддержки племенного крупнорогатого скота молочного направления.
Должен сказать, я озвучил только ключевые позиции. Сфера парламентских интересов, масштаб политической вовлеченности, защищаемых инициатив гораздо шире.
Если в общих чертах, – то это все, что касается продовольственного рынка, безопасности, качества и доступности товаров, борьба с фальсификатом. Это также вопросы прозрачных условий торговой деятельности. Совершенствование налогового, земельного, экологического законодательства. Естественно, это также вопросы селекции и генетики, технико-технологической модернизации АПК, подготовки кадров, и прочее-прочее…
Думаю, не стоит в рамках данного отчета вдаваться в детали. Тем более, что многие эти инициативы получили широкое освещение на страницах федеральных и региональных СМИ. С ними всегда можно ознакомиться, внести свои предложения или вступить в полемику на моем персональном сайте.
Однако отдельно подчеркну основные ориентиры моей депутатской деятельности, которыми я руководствуюсь, к которым стремлюсь. Это – достойный уровень жизни и благосостояния россиян. Выполнение социальных обязательств государства. Укрепление социально-экономических позиций страны за счет формирования самодостаточного и конкурентного агросектора. И, наконец, раскрытие потенциала российского села.
В заключение, несколько слов о моей непосредственной работе с гражданами. В минувшем году проведено 12 плановых приемов в Москве, Воронеже и районах области. А также порядка 20-ти внеплановых форматных встреч.
Всего за прошлый год в мой адрес поступило 828 письменных и устных обращений. Из них 296 решены положительно. По 67-ми должностным лицам направлен депутатский запрос. На 465 обращений даны квалифицированные разъяснения и рекомендации.
Таким образом, из общего числа поступивших в минувшем году обращений более 80% имеют положительный итог.
Тематика обращений разнообразна. Это проблемы ветхого и аварийного жилья, благоустройства дворовых территорий, ремонта дорог, их строительства в муниципалитетах, жалобы на качество услуг и цены ЖКХ. Также заявители консультировались о положенных разным категориям граждан льготах, субсидиях.
Жаловались на бездействие чиновников. Обращались за разъяснениями пенсионного, трудового, налогового законодательства. Немало было вопросов по мерам поддержки отраслей АПК. Просили оказать содействие в трудоустройстве, переквалификации, в определении детей в различные образовательные учреждения.
Ну и, конечно же, люди приходили с просьбами о материальной поддержке. В основном – из-за возникших проблем со здоровьем или закредитованности отдельных семей.
В зависимости от сложности возникшей жизненной ситуации старался финансово помочь. Никогда не отказывал в помощи детям. Продолжаю активно взаимодействовать с Джанкойской школой-интернат в республике Крым.
Спасибо за внимание!
С уважением, Аркадий Пономарев.
Отец преподавал киномеханику, мама работала инженером. Потом, когда Пономарев был в старших классах школы, когда его родители «пошли на повышение». Повседневная практика показывает, что постоянное информационно-пропагандистское обеспечение нашей деятельности играет важную роль в формировании систем массового участия. Таким образом дальнейшее развитие различных форм деятельности в значительной степени обуславливает создание новых предложений.
Не следует, однако забывать, что новая модель организационной деятельности представляет собой интересный эксперимент проверки дальнейших направлений развития. Значимость этих проблем настолько очевидна, что новая модель организационной деятельности требуют от нас анализа форм развития.
Таким образом дальнейшее развитие различных форм деятельности в значительной степени обуславливает создание новых предложений.